Чем удовольствие отличается от Радости?

Удовольствие – это то, что вы испытываете на ментальном уровне. Всё что может быть положительного в нашей жизни, что нам нравится на уровне нашего ума, что нравится нашему эго – это удовольствия.

Когда же речь идет о более глубоких положительных переживаниях, которые затрагивают нашу душу – здесь мы говорим о радости. Проживание жизни в поисках удовольствий приводит к тоске.

Что такое тоска – это постоянная потеря энергии без восполнения её.

Радость – это очень древнее ведическое слово, которое пришло в наш язык много тысяч лет назад.

Изначально оно значило Ра даст – то, что дал (даст) нам Бог Ра. Поэтому необходимо научиться осознавать в себе:

положительные эмоции, проявляющиеся у нас в результате реакций нашего эго – удовольствие;

чувство радости, наполнение энергией, являющиеся следствием того, что они затронули нашу непосредственную глубинную суть – нашу Душу.

Постарайтесь быть внимательны и осознанны. Войдите в собственное существо. Поначалу это трудно и тяжело. Когда вы начнете осознавать моменты радости – это будут моменты просветления.

Ваша жизнь постепенно начнет озаряться светом радости. Тогда наступит прозрение. Вы сможете ответить на вопросы «Почему я несчастен? Почему во мне столько тревоги, столько боли? Какие причины во мне это создают?» Само прозрение в собственное страдание приносит свободу от страдания. Это просветление.

Это воссоединение со своей Истинной Чистой Душой. И тогда вы поймете, что всё, что вы раньше называли счастьем, удовольствием, удовлетворением – было просто мираж.

Все ваше счастье было просто веществом из которого состоят сны, оно не было реальным. Потому что оно приходило и уходило, испарялось как сон.

Красивая вещь, машина и т.п. приносят вам мнимую радость на непродолжительное время. Потом вы привыкаете к ним, они надоедают, изнашиваются, и вы желаете уже другую вещь или машину. Вы никогда не будете полностью удовлетворены этими мнимыми наслаждениями и удовольствиями.

Все, что приходит и уходит, — есть сон. Пусть это будет определением. Все, что никогда не уходит – есть реальность.

Попытайтесь понять свое страдание. Проживите его, идите в самую его глубину, найдите его причину, установите, откуда оно берется. И попытайтесь понять также свою удовлетворенность, и свое счастье. И вы увидите их поверхностность.

Как только вы узнаете, что ваше счастье поверхностно, а боль очень глубока – вы сможете изменить все в своей жизни. Вы прекратите быть рабом своих удовольствий, которые ведут вас к несчастью и страданию. Истинная радость заполнит вашу жизнь. Ваша жизнь станет настоящей, наполненной. Для неудовлетворенности не останется ни малейшего пространства. Любовь становится самой вашей жизнью. И она остается с вами. Время идет, но то, чего вы достигли, становится только глубже и глубже.

То, что вы до сих пор называли радостью – не радость. Это развлечения, это способ бежать от себя. Это способ опьянить себя, способ в чем-то себя утопить, чтобы можно было забыть свое страдание, беспокойство, тоску, тревогу.

Поэтому считаются радостью всевозможные развлечения. Это не так! Вы ищете развлечения, потому что лишены радости! Все, что приходит снаружи, — не радость. Все от чего вы зависите не может быть радостью.

Радость возникает из самого вашего ядра. Она абсолютно независима – не зависима ни от какого обстоятельства. Это не бегство от себя.

Наоборот – это Путь к себе. Радость возникает только тогда, когда вы приходите домой.

Наше общество невротично. Оно не может допустить существование свободных счастливых людей. Их невозможно контролировать. Контролировать можно только несчастного, задерганного неуверенного человека. Когда вы воссоединены со своим глубинным центром, со своей Душой – вас невозможно разрушить, низвести до рабского состояния.

Вам хочется танцевать под звездами, вам хочется гулять вместе с ветром, вас хочется разговаривать с Солнцем и Луной. Вам нужно безграничное, бесконечное, гигантское, громадное. Вас нельзя соблазнить жизнью в клетке с телевизором и компьютером.

Наше общество – общество несчастных людей. С детства нас во всем ограничивают. С детства мы свыкаемся с мыслью, что быть свободным, быть счастливым – это неправильно. Всякий раз наша свобода, наша радость разрушалась вероломным вторжением строгих невротичных родителей. То же самое делали с родителями их родители.

Мы передаем свои неврозы от одного поколения к другому. Кажется, что вся Земля превратилась в огромную клетку. Все люди несчастны. Когда люди несчастны – они полны ярости и гнева.

Они готовы крушить все вокруг. Они готовы убивать друг друга. Это положение вещей нужно понять – почему оно существует, и как вам из него выбраться. Пока вы не выберетесь из него, пока не поймете весь механизм, весь гипноз, под которым вы живете, пока вы его не уловите, не начнете наблюдать и не отбросите, вы никогда не станете свободным и счастливым.

Никогда не сможете петь песню, которую пришли спеть. Тогда вы умрете, так и не спев свою песню. Тогда вы умрете, никогда не станцевав свой танец. Тогда вы умрете, никогда не жив.

Тот невроз, который мы называем обществом, цивилизацией, культурой, образованием, — у этого невроза есть очень тонкая структура. Вот эта структура: общество дает нам символические идеи, чтобы реальность затуманилась, покрылась дымкой, чтобы вы не могли видеть реального и начали испытывать привязанность к нереальному.

Общество убеждает вас быть честолюбивым, быть амбициозным. Тогда вы, мол, станете богатым и счастливым. Счастье не имеет ничего общего с богатством и вещами.

Человек несчастлив именно потому что живет в амбициях, а не в реальности. Если вы действительно хотите обрести счастье, свободу, радость, энергию, здоровье, наполненность жизнью,– то вам не нужно никуда ехать, не нужно ставить перед собой амбициозных целей, не нужно стремиться к власти. Это все уже в вас.

Это ваше ядро, самое ваше существо. Если вы решитесь, то сможете все это найти в себе в это самое мгновенье. Только интенсивная жажда может открыть эту дверь. Сильное желание может освободить вас сейчас же.

Ошо: Человеческое эго, ум постоянно ищет удовольствий, счастья, жаждет исполнения желаний. Эго постоянно неудовлетворено. Ум никогда не позволит тебе быть счастливым. (Радость.стр.164-172).

Если ты отбросишь ум, то внезапно становишься счастливым. Счастье — это твоя внутренняя природа. Удовольствия вне нас. В погоне за удовольствиями человек попадает в зависимость, теряет свободу.

Надо быть центростремительным.

Мулдашев в книге «От кого мы произошли» описывает свои беседы с тибетскими ламами. Ламы говорят о том, что цивилизация Атлантов погибла оттого, что психическая энергия из состояния центростремительного перешла в центробежное.

Все пророки – Будда, Иисус, Мухаммед учили одному главному – психическая энергия должна быть направлена внутрь. Контролируйте себя: остерегайтесь своей зависимости от удовольствий. Удовольствия делают вас коварным и расчетливым. Вы начнете использовать людей как средства — именно это делают все.

Муж говорит жене: «Я тебя люблю», но в действительности он просто её использует. Жена говорит мужу, что любит его, но просто его использует.

Ищите удовольствия и вы потеряете невинность. Искатель удовольствий всегда очень хитер и коварен. Лишь тогда он сможет преуспеть в яростном соревновании.

Если вы действительно хотите жить счастливо и быть здоровы, вам придется отбросить всю идею соревновательности. Пользуйтесь всем, что бы ни оказалось в пределах вашей досягаемости в это мгновение, но не впадайте в собственничество.

Не пытайтесь претендовать на то, что это ваше. Ничто – не ваше, все принадлежит существованию. Мы приходим в этот мир с пустыми руками и с пустыми руками уйдем.

Бессмысленно предъявлять свои претензии на что-либо, пытаться владеть очень многим. Таким образом, вы растрачиваете себя, делаете себя несчастным. Вы находитесь под влиянием эго и поэтому несчастны и больны.

Отбросьте эго. Позвольте существованию течь сквозь вас. Лишь тогда вы ощутите истинность существования, счастье существования. Только тогда вы сможете стать настоящим художником, архитектором, агрономом…

Настоящая красота создается не вами, но лишь посредством вас.

Существование течет; вы становитесь лишь проходом. Вы позволяете ему случиться, вот и все. Вы ему не препятствуете, вот и все. Но если вас слишком интересует результат… конечный результат: вы должны прославиться, вы должны получить Нобелевскую премию, вы должны стать самым знаменитым художником – тогда вас интересует не живопись, живопись становится второстепенной.

Вы же включаетесь в соревнование и растрачиваете себя. Не думай ни о каком результате. Просто делай все, что делаешь, со всей тотальностью, потеряйся в этом. Не «будь» — позволь своим творческим энергиям течь беспрепятственно.

Кришна говорит Арджуне: «Вместо того чтобы сдаться целому, ты принимаешь самого себя слишком серьезно. Просто будь в состоянии позволения.

Скажи существованию: «Используй меня, как тебе заблагорассудится. Я доступен, доступен без условий».

Тогда все что бы не случилось посредством тебя, будет обладать великой подлинностью. В этом будет интенсивность, в этом будет глубина, в этом будет печать вечности».

А вот что говорит о радости и удовольствии Джидду Кришнамурти в своей работе «Свобода от известного»

Ранее мы говорили, что радость — нечто совершенно отличное от удовольствия, поэтому давайте выясним, что включает в себя удовольствие, и возможно ли жить в мире, в котором нет удовольствия, но есть потрясающая радость, блаженство.

Все мы заняты непрерывной погоней за удовольствием, в той или иной форме: интеллектуальным удовольствием, чувственным наслаждением, культурными развлечениями; удовольствием от того, чтобы проводить реформы, учить других, исправлять недостатки общества, делать добро; удовольствием от большего физическом удовлетворения, большего опыта, большего понимания жизни, от всех невинных и хитрых проделок ума; и, наконец, высшим удовольствием, состоящим, разумеется, в том, чтобы познать Бога…

Удовольствие — это своего рода структура общества. С раннего детства и до самой смерти мы так или иначе гонимся за удовольствиями. Поэтому, какой бы вид удовольствия мы не рассматривали, нам необходимо ясно увидеть саму проблему, так как стремление к удовольствию продолжает формировать нашу жизнь.

Именно поэтому так важно для каждого из нас внимательно, осторожно и не предвзято исследовать эту проблему удовольствия, так как получать удовольствие, а затем сохранять и поддерживать ощущение его является основным требованием нашей жизни, и без него существование становится скучным, глупым, одиноким, лишенным смысла.

Вы можете спросить, почему же, в таком случае, жизнь не должна быть стремлением к удовольствию?

По той простой причине, что удовольствие неизбежно приносит страдание, разочарование, печаль и страх, а как следствие страха — насилие. Если вы хотите жить такой жизнью — живите так.

Большая часть мира живет именно так. Но если вы хотите быть свободными от печали, вы должны понять целостную структуру удовольствия.

Понять удовольствие — не значит отвергнуть его. Мы его не осуждаем, не говорим, что оно хорошо или плохо. Но если мы гонимся за ним, то давайте это делать с открытыми глазами, зная, что ум, ищущий удовольствие, всегда должен находить и его тень — страдание. Они не могут быть разделены, хотя мы гонимся за удовольствием и стараемся избежать страдания.

Так вот, почему ум всегда требует удовольствия? Почему мы совершаем благородные и низкие поступки, испытывая тайное удовольствие? Почему мы приносим жертвы и страдаем ради тонкой нити удовольствия?

Что такое удовольствие и как оно возникает? Хотелось бы знать, задавали ли вы себе когда-нибудь эти вопросы и следили ли за ответами до самого конца?

Удовольствие приходит через 4 стадии: восприятие, ощущение, контакт и желание. К примеру, я вижу прекрасную автомашину.

Затем, когда я на нее смотрю, у меня возникает ощущение, реакция, затем я прикасаюсь к машине или воображаю, что прикасаюсь, после чего возникает желание иметь ее и показываться в ней.

Или я вижу красивое облако или горы, четко выделяющиеся на фоне неба, или первый весенний листок, или глубокую долину, полную очарования, или великолепный закат солнца, прекрасное лицо, умное, живое, не сознающее своей красоты (иначе ее бы не было).

Я смотрю на все это с восторгом и не замечаю тогда, что нет наблюдающего, а есть только красота, равная любви. В это мгновение я отсутствую со всеми моими проблемами, тревогами и страданиями. Есть только это непостижимое чудо. Я могу глядеть на все это с радостью, и в следующий момент забыть об этом.

Или же включается ум, и тогда возникает проблема. Я думаю том, что я увидел, и думаю о том, как это прекрасно. Я говорю себе, что хотел бы увидеть это еще много раз. Мысль начинает сравнивать, судить и говорит: «Я должен снова увидеть это завтра». То, что было восторгом одного мгновения, продлевается и поддерживается мыслью.

То же самое происходит с сексуальным и всяким другим желанием. В самом желании нет ничего неправильного, реагировать так — совершенно нормально. Когда вы уколете меня булавкой, я отреагирую на это, если я не парализован, но когда в восторг включается мысль, переживание его, она превращает его в удовольствие.

Мысль хочет повторить это переживание. И чем чаще вы его повторяете, тем более механичным оно становится. Чем больше вы думаете об удовольствии, тем большую силу придает ему мысль. Так мысль при помощи желания создает и поддерживает удовольствие, придает ему длительность, и в результате, естественная реакция желания по отношению к чему-то прекрасному извращается мыслью.

Мысль превращает эту реакцию в воспоминание, питает это воспоминание, возвращаясь к нему снова и снова. Память бесспорно необходима на определенном уровне. Мы бы не могли действовать в повседневной жизни без нее. В своей сфере она нужна, но существует такое состояние ума, когда память играет очень незначительную роль. Ум, который не искалечен памятью, действительно свободен.

Замечали ли вы когда-нибудь, что, если вы реагировали на что-то целостно, всем сердцем, то память почти не принимала в этом участия? Только когда вы не отвечаете на вызов всем вашим существом, имеет место конфликт, приносящий смятение, удовольствие или страдание, и эта борьба продолжается в воспоминании. К одному воспоминанию добавляются другие, и именно здесь кроется ответ.

Все, что исходит от воспоминания, является старым и, следовательно, никогда не может быть независимым. Не существует такого понятия как свобода, независимость мысли. Мысль никогда не бывает новой, потому что она есть ответ памяти, опыта, знания.

Мысль, будучи старой, превращает в старое то, на что вы мгновение смотрели с восторгом, ощутив потрясающее переживание. От старого производите вы удовольствие, никогда не от нового. В новом не существует времени.

Итак, если вы можете смотреть на все вещи, не позволяя включаться удовольствию: на лицо, на птицу, на расцветку сари, на красоту водной глади, сверкающей на солнце, на что бы то ни было, вызывающее восторг, — если вы можете смотреть на это, не стремясь к тому, чтобы переживание повторилось, тогда не будет страдания, не будет страха, а будет одна лишь потрясающая радость.

Только стремление навсегда сохранить удовольствие превращает его в страдание. Проследите это в самих себе. Именно стремление повторить удовольствие порождает боль, потому что оно не будет таким же, как вчера. Вы боретесь, чтобы ощутить тот же восторг, и испытываете боль и разочарование, так как это вам не удается. Наблюдали ли вы, что происходит, если вам отказывают хотя бы в незначительном удовольствии?

Не получив желаемого, вы становитесь встревоженным, завистливым, исполненным ненависти. Замечали ли вы, когда вам отказывали в выпивке, куреве, сексе или в чем бы то ни было, — замечали ли вы, какую борьбу это в вас вызывало?

Это является какой-то формой страха, не так ли? Вы боитесь, что не получите желаемое или потеряете то, что имеете. Когда какая-либо определенная вера или идеология, которых вы придерживались годами, вдруг начинает терпеть фиаско, не боитесь ли вы оказаться в одиночестве?

Ведь эта вера на протяжении многих лет давала вам удовлетворение и удовольствие, и, когда вы ее утратили, вы оказались на мели, чувствуя себя опустошенным, и этот страх будет одолевать вас до тех пор, пока вы не найдете другой формы удовольствия, другой веры.

Это кажется мне таким простым, и именно потому, что это так просто, мы отказываемся видеть эту простоту. Мы любим все усложнять. Когда ваша жена отворачивается от вас, разве вы не ревнуете? Разве вы не испытываете гнева? Разве вы не ненавидите человека, увлекшего ее? А ведь все это — страх потерять нечто, приносящее удовольствие, приятное общение, определенное состояние уверенности, удовлетворения от обладания.

Если вы поняли, что там, где есть погоня за удовольствием, неизбежно должно быть страдание, и если вы этого хотите, то живите так, но пусть это не будет вашей ошибкой по незнанию.

Если вы хотите покончить с удовольствием, что означало бы кончить и со страданием, вы должны отнестись с полным вниманием ко всей структуре удовольствия в целом. Не отсекать его, как это делают монахи и саньясины, никогда не глядящие на женщину, ибо считают это грехом, и тем самым разрушающие жизненную основу своего понимания, но осознать весь смысл и все значение удовольствия, тогда вы обретете потрясающую радость жизни. О радости вы не можете думать.

Радость — нечто непосредственное, возникающее мгновенно, но, думая о радости, вы превращаете ее в удовольствие. Жить настоящим значит непосредственно воспринимать красоту и восторгаться ею без того, чтобы извлекать из этого удовольствие.

Автор Наталья Остапенко Мастер Рейки, трансформационный психолог, руководитель Центра «Роза Жизни»

Сияние Жизни
Яндекс.Метрика