Начало здесь
Итак, Наташа старалась максимально угодить мужу, а он лишь искал все новые и новые поводы, к чему бы придраться. В конечном итоге Наташа поняла, что у нее опускаются руки. Неужели все это из-за ее единственного проступка?
Неужели то, что она заснула вечером, породило такое ужасное и тяжелое продолжение?
Сахарная вата
Как-то вечером, когда Никита в очередной раз отказался есть приготовленный ею ужин, Наташа набралась смелости и спросила:
— Если я тебя так сильно раздражаю — возможно, нам лучше просто развестись?
Никита хмуро посмотрел на нее.
— Ты готова так легко сдаться? — спросил он. — Вместо того, чтобы работать над собой и изменить то, что мне категорически не нравится?
Наташа судорожно сглотнула.
— Но тебе не нравится абсолютно все, — пролепетала она. — Что бы я ни делала, это всегда плохо и неправильно. Я не знаю, как еще я должна измениться для того, чтобы ты перестал меня критиковать и ругать. Я все испробовала.
Он немного подумал и вдруг — впервые за много дней! — улыбнулся.
— У всех молодых пар бывают такие периоды, — мягко сказал он. — Мы притираемся, привыкаем друг к другу, поэтому и стали чаще ссориться. Но мы с тобой муж и жена, и справимся с этим вместе, правда?
Никита взял Наташу за руку и нежно сжал. Она растаяла: он был таким милым, таким своим, таким родным.
— Конечно, мы справимся, — улыбнулась она. — Сложности у всех бывают, ты только, пожалуйста, будь со мной помягче.
— Обязательно, — согласился он.
Новые приключения
Хорошие времена настали, но затем очень быстро закончились. Буквально несколько дней Никита был добр и ласков, а потом на Наташу снова волной посыпались упреки. Складывалось ощущение, что она ничего не может сделать как положено, за что бы она ни бралась — все было плохо.
В сентябре ее начало тошнить по утрам. Она долго списывала это на стресс, но однажды все-таки купила тест на беременность и он оказался положительным. Она не знала, обрадуется ли Никита, и заранее тревожилась об этом. Оказалось, что зря: он был абсолютно счастлив.
— Теперь у нас будет настоящая семья! — вне себя от радости, воскликнул он. — Ты родишь мне сына или дочь!
Последовавшие после этого несколько дней были настоящей сказкой: Никита буквально носил Наташу на руках, запретил ей поднимать тяжелые сумки, взял на себя всю домашнюю работу и только умилялся, видя, как она устраивается с книжкой в удобном кресле.
Но хватило его ненадолго. Прошла неделя, и все началось по новой:
«Я стараюсь быть хорошим мужем и отцом, но ты мне совершенно не помогаешь»
«Ты неправильно спишь, для ребенка лучше спать на спине»
«Я вынужден работать и делать все работы по дому, а ты чем занимаешься?»
«Конечно, весь день на диване лежать — большого ума не надо»
Наташа пыталась возражать, но у нее ничего не получалось. День за днем Никита плотно взваливал на нее непреходящее чувство вины. Она никак не могла изменить ситуацию: он сам запретил ей что-то делать по дому, но при этом каждый день попрекал тем, что ему приходится делать все самому.
Она каялась, она просила прощения, она обещала исправиться, но ничего не помогало.
Родился ребенок
У них родился чудесный и здоровый сын. Наташа была вне себя от счастья, Никита тоже. Он приехал забирать ее из роддома на новой машине, на заднем стекле которой была приклеена надпись «Спасибо за сына». Это был его подарок жене в благодарность за появление нового члена семьи.
Первые дни дома прошли как в тумане: ребенок плохо спал, Наташа постоянно к нему вставала, от недосыпа у нее кружилась голова. Никита крепко спал в берушах — ему же надо работать, он обязательно должен высыпаться!
Пока муж был на работе, Наташа кое-как успевала приготовить еду, несколько раз покормить сына, постоянно менять ему подгузники и вовремя укладывать на дневной сон. Она постоянно чувствовала слабость — вероятно, сказывался постоянный недосып.
Однажды Никита пришел домой и застал Наташу спящей в кресле с сыном на руках. Он рассердился и с силой тряхнул ее за плечи.
— С ума сошла? — крикнул он, когда она кое-как открыла глаза. — А если он упадет с твоих рук? Не вздумай больше никогда так делать! И посмотри, на кого ты похожа! За весь день привести себя в порядок времени не нашлось?
Наташа покорно переложила сына в кроватку и пошла в ванную, чтобы причесаться. Она смотрела на себя в зеркало и не узнавала: что это за забитая и бледная женщина с синяками под глазами? Кто это вообще? Почему именно ее отражение она видит?
Это был первый раз, когда Наташа подумала о том, чтобы уйти от Никиты. Она всерьез задумалась о разводе, но тут же поняла: идти-то ей будет некуда. Они живут в съемной квартире, за которую платит он, живут за его счет, и кому Наташа будет нужна с маленьким ребенком? Она не сможет работать и пудовой гирей повиснет на шее родителей, которые и так уже не молоды и не так уж полны сил.
Она могла бы обратиться за помощью к друзьям, но в последние месяцы они слишком мало общались: все свободное время забирал на себя Никита и новорожденный сын.
— Опять вместо ужина черт знает что, — услышала она через дверь ванной недовольное. — Угораздило меня жениться на криворукой.
Первая попытка уйти
Держа в голове мысль о том, что так дальше не может продолжаться, Наташа решила все же попробовать поговорить с друзьями. Она выбрала время, когда Никиты не было дома, и позвонила старой подруге, с которой дружила еще с далекого детства. Грустный рассказ занял довольно много времени, и чем больше Наташа рассказывала, тем страшнее ей становилось.
— Ты с ума сошла? — спросила подруга, когда Наташа закончила. — Немедленно хватай ребенка и уходи от него. Поживешь с родителями, а потом сама на ноги встанешь.
— Но я не потяну сама и работу, и ребенка, — слабо возразила Наташа. — И потом, может он прав и это я криворукая? Может, мне просто надо научиться лучше готовить и убираться?
— Послушай себя, — возразила подруга сердито. — Он тебя обесценивает, унижает и оскорбляет, а ты считаешь, что сама виновата? Уходи от него немедленно, давай я приеду и помогу тебе собрать вещи.
После очередного вечера, когда Никита придирался и критиковал абсолютно все, что делала Наташа, ее решимость созрела. Она дождалась следующего дня, когда он ушел на работу, собрала свои вещи и вещи малыша, и, вызвав такси, уехала к родителям.
Они удивились, но приняли и ее, и внука. Наташе все это далось неимоверно тяжело: она отчаянно скучала по Никите, постоянно плакала, у нее было ощущение, что жизнь на этом кончена и ничего хорошего уже не будет.
Он позвонил спустя три дня после побега. Наташа долго смотрела на его имя и фото на экране телефона, но в конечном счете все же нажала «ответить».
— Прости меня, — срывающимся от эмоций голосом произнес он. — Я идиот и придурок, и я тебя недостоин. Когда я пришел домой и увидел, что вас нет, во мне что-то оборвалось. Я понял, как был неправ и жесток. Прости меня, если можешь.
Внутри Наташи все расцвело и запело. Неужели он наконец понял? Неужели все снова станет хорошо?
— Ты самая лучшая женщина на свете, — продолжал тем временем Никита. — Ты чудесная жена и отличная мать. А я идиот, который всего этого не ценил.
— Никит, я боюсь возвращаться, — искренне сказала Наташа. — Кто даст гарантию, что через день или два ты не возьмешься за старое?
— Я даю тебе эту гарантию! — воскликнул он. — Клянусь жизнью нашего ребенка, я изменюсь! Я уже изменился. Твой уход меня изменил. Возвращайся, пожалуйста, мне без тебя никак.
Она вернулась (и зря!)
В этот раз Никиты хватило на две недели, после чего все снова пошло по-старому. Критика, упреки, обесценивание — как будто и не было ухода Наташи и его раскаяния, как будто жизнь просто сделала очередной оборот и вернулась к тому, с чего начинала.
Когда сыну исполнилось три месяца, к привычным упрекам добавились физические проявления недовольства. Никита мог встряхнуть Наташу за плечи, мог ущипнуть, мог даже выкрутить за спину руку. Нет, он не бил ее, до этого не доходило, но распускать руки все же стал, и это было очень и очень страшно.
Наташа снова начала думать о разводе, но перевести это в практическую плоскость у нее не хватало сил. Вся энергия уходила на то, чтобы выдерживать очередные оскорбления и упреки. Она перестала следить за собой, стала редко расчесываться, абсолютно перестала краситься, и чувствовала себя заключенной в четырех стенах квартиры с жестоким тюремщиком на пару.
Как-то раз в гости приехала та самая подруга детства и поразилась тому, как плохо выглядела Наташа.
— Уходи от него, — снова сказала она. — Ты же видишь, у вас ничего не получилось и не получится.
— Куда мне уходить? К родителям снова идти — стыдно, своего жилья у меня нет, куда я денусь с ребенком?
— Иди к родителям, как бы ни было стыдно, они тебя примут, не могут не принять! Посмотри на себя — что угодно будет лучше того, что есть у тебя сейчас.
Подруга в течение двух недель каждый день звонила Наташе и уговаривала ее уйти от Никиты. Наконец, Наташа согласилась.
— Но ты должна решить для себя, что на этот раз это навсегда, — предупредила подруга. — Ты же знаешь: он будет извиняться, каяться и умолять тебя вернуться. Ты должна проявить стойкость!
Наташа и сама это прекрасно понимала, но совершенно не была уверена в собственных силах. Наконец, в один из дней она снова собрала вещи и уехала к родителям.
Последний аккорд
На этот раз Никита позвонил не с извинениями, а с упреками.
— Как ты могла сделать это снова? Я думал, мы договорились, что будем работать над отношениями, а ты просто меня предала и молча уехала. Нормальные люди так не поступают!
Наташа слушала все это и поражалась: неужели это говорил ее любимый? Человек, за которого она вышла замуж. Человек, с которым она была так счастлива.
— Чтоб ты знала, я тебя назад не приму! — бушевал Никита. — И конец нашего брака будет на твоей совести! Я-то себе новую женщину легко найду, а ты кому будешь нужна с ребенком? Об этом ты подумала?
Он звонил по несколько раз в день. Если Наташа не брала трубку — бесконечно писал сообщения. Рассказал, что встретил прекрасную женщину и собирается завести с ней отношения. Давал последний шанс передумать и вернуться.
Наташе было невыносимо больно, но она терпела. Какая-то часть ее понимала: если вернуться — это однажды плохо кончится. Если Никита уже дошел до тычков и щипков, — кто знает, что он начнет делать после? А если он поднимет руку на сына?
Все осложнялось тем, что она продолжала его любить вопреки всему. Понимала, что это больше похоже на болезнь, чем на настоящую любовь, но ничего не могла с собой поделать.
Они развелись. Наташа осталась жить с родителями, а Никита вскоре после развода женился снова. Он ежемесячно платил на сына алименты, которых не хватало даже на подгузники, и совершенно не рвался с ним видеться или общаться.
Финал
Понадобилось долгих три года для того, чтобы Наташа пришла в себя. Она много плакала, ругала себя, пыталась как-то нащупать свое место в мире, где больше не было Никиты. Но постепенно, шаг за шагом, ей становилось все легче и легче.
На втором году Наташа обратилась к психотерапевту и начала с ним прорабатывать свою болезненную любовь и привязанность. Теперь она понимала, что не должна была так долго все это терпеть. Медленно, но верно, Наташа начала восстанавливать разрушенную самооценку и уверенность в себе.
Никита периодически напоминал о себе: присылал красивые фотографии с новой женой, хвастался путешествиями и красивым отдыхом. Наташа не отвечала. И когда настал день, в который она смогла заблокировать Никитин контакт, это была настоящая победа.
Сейчас Наташа живет одна и воспитывает сына. После Никиты в ее жизни появлялись заинтересованные мужчины, но она пока боится начинать с кем-либо отношения. Слишком близка память о том, как закончился ее брак. Тем не менее, она смогла заново научиться быть собой, опираться на себя и жить ради себя. Жизнь ее стала спокойной и счастливой, в ней больше нет упреков, обесценивания и унижения.